Финансовый воротила 1980-х Гордон Гекко выходит из тюрьмы, отсидев запредельные для своих преступлений восемь лет, и выпускает книжку "Алчность: хорошо ли это?". Его никто не помнит: мир изменился. Молодой хлыщ с Уолл Стрит собирается жениться на его дочери, которая считает Гекко мерзавцем. Случается банковский, а затем - мировой финансовый кризис, и Гордон Гекко получает шанс вернуть себе финансовое господство. Оливер Стоун выпустил "Уолл Стрит: двадцать лет спустя" - стариковский фильм про то, как великая греческая трагедия превратилась в проклятую Санта-Барбару.
Стоун - очень неровный режиссер: на каждый цельнометаллический киносплав как "Взвод", "Рожденный 4-го июля" и "Прирожденные убийцы" у него проходится по соплежуйному "Александру" и "Башням-близнецам". Увы, "Уолл Стрит: Деньги не спят" ближе ко второй категории, чем к первой: продолжение главной финансовой драмы всех времен вышло рыхлым, наивным и чересчур мелодраматичным.
Вновь выпустив на экраны лучшего своего (и одного из лучших в кино) антагониста Гордона Гекко, Стоун захотел пофилософствовать и поиграть в "Адвоката дьвола" без мистики - Гекко в фильме скорей рушит отношения Джейка Мура, героя Шайи ЛаБефа, и своей дочери, нежели занимается финансовыми аферами.
Аферы, впрочем, тоже будут - но трехкопеечные: может, такое и работает на самом деле (мир проще, чем наши представления о нем), - однако в кино все это было так давно, много и часто, что в "блестящих финансистах" с Уолл Стрит невольно разочаровываешься.
Для продолжения своей лучшей картины Оливер Стоун выбрал идеально подходящее время. Если первый фильм показал реальный скандал на Уолл Стрит - 1985 с инсайдерской информацией, раскрыв попутно психологию и мораль финансов, то второй мог бы стать хрониками кризиса - удели Стоун чуть больше внимания собственно анамнезу финансового краха, постигшего американский, а затем общемировой рынок в конце 2000-х.
Но нет - от недавнего кризиса в картине только атмосфера: тревожные новости с биржи о рухнувших курсах, принимаемые так, словно это сводки с полей сражений последней мировой войны. Причину кризиса заслонила стариковская болтовня и мыльная опера отношений, приправленная зачем-то местью молодого ученика за смерть его "ментора" новому финансовому богу Америки (колоритная роль Джоша Бролина).
На уровне постановки и "приправ" в виде музыки и роскошных видов "Уолл Стрит"-2 - приятное времяпровождение. По экрану плывут старомодные титры, зеркальные стены небоскребов и Нью-Йорк с птичьего полета под ласкающие слух песенки 1980-х, отсылающие к первому фильму.
Майкл Дуглас заметно постарел, но выглядит все так же бодро и импозантно - человек-глыба финансового мира. Его Гордон Гекко вытягивает новый "Уолл Стрит" из трясины невнятного сюжета, но не так часто появляется на экране, чтобы полностью спасти второй фильм.
Шайя ЛаБеф отличный актер - но загадочным образом превращающий своим присутствием любой потенциально классный фильм в легкомысленную лабуду (см. "На крючке", "Трансформеры", "Индиана Джонс 4"). Не он, конечно, виноват в проблемах сценаристов - но с ним на самых талантливых режиссеров (Спилберг, Бэй, Стоун) словно находит затмение.
В новом "Уолл Стрите" на минутку появляется даже старый знакомец Бад Фокс (Чарли Шин) - но выглядит при этом так, что лучше б он вчера умер. Натянутая интрига с тем, что Гекко сел в тюрьму не из-за показаний Бада Фокса, а из-за чужих козней, не добавляет интереса фильму. Скорее она выглядит старческой сентиментальностью Стоуна и попыткой "обелить" обоих героев первой картины. Но этим режиссер не улучшает второй фильм - а лишь обесценивает события первого.
Оригинальный "Уолл Стрит", подобно "Безумцам" - новому сериалу-энциклопедии про американские 1960-е, - содержал все узнаваемые приметы времени: огромные сотовые телефоны, допотопные компьютеры с зелеными экранами, подтяжки, интерьер квартир на Ист-Сайде и многое другое. "Уолл Стрит"-2 пытается быть логическим продолжением этой кино-наблюдательности, только про 2000-е: дочь Гекко пишет в Интернет злободневные статейки, ее жених вкладывает деньги в альтернативную энергетику, американские финансисты заигрывают с китайскими инвесторами.
Но все это больше говорит о самом фильме, чем о времени происходящих в нем событий. Замкнув "Уолл Стрит"-2 на заметно сдавшем Гордоне Гекко - герое не нынешних времен, стареющий Оливер Стоун сделал фильм не про финансы и моральные дилеммы, а про откат от алчности до нового - к традиционным ценностям, и про то, что раньше доллары были зеленее, а небоскребы выше.
В "Уолл Стрите" 1987 года идеалист Бад Фокс пытался добиться от Гордона Гекко ответа, сколько ему вообще нужно денег, а тот отвечал: главное - алчность, ее азарт. В новом фильме про Уолл Стрит постаревший Гекко теряет оскал и хватку, а современный финансовый воротила говорит знаковую фразу: "Не страшно потерять деньги. Не знать, куда идешь - вот что действительно опасно". И это - парадоксальным образом - самая точная примета времени.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов