Что ж, друзья, начало календарной весны уже не за горами. Март традиционно интересен для киноманов тем, что в этом месяце Американская Киноакадемия вручает свои награды. И фильмы Пола Томаса Андерсона, как правило, претендуют на статуэтки в большинстве главных номинаций. Работы Андерсона скорее относятся к авторским картинам. Но, что лично меня очень радует, так это то, что он один из немногих режиссеров, который не идет на поводу навязчивых нововведений киноакадемиков и не выстраивает сюжеты своих фильмов вокруг их излюбленных посылов и повесток, дабы легко заполучить статуэтку, а снимает, пусть и не массовое, но свое собственное самобытное кино.
Особняком в его фильмографии для меня, конечно же, стоит "
Нефть" (хотя, мне кажется, что оригинальное название "There will be blood" лучше передаёт суть этой ленты). Мастерская режиссура вкупе с блистательной игрой
Дэниэла Дей-Льюиса на первом плане и новоиспеченного "Загадочника"
Пола Дано на втором превратили историю нефтяного магната Дэниэла Плэйнвью в то, что с искренним упоением в глазах называют магией кино. Что же касается прочих работ Андерсона, которые были мной отсмотрены ("
Мастер" и "
Врожденный порок"), то от них ощущения были не столь однозначные.
Вот и в этом году новая картина Андерсона с замысловатым названием "
Лакричная пицца" попала в короткий список фильмов-соискателей Оскара. Из нынешних номинантов, помимо "Пиццы", я посмотрел еще три ленты и хотелось бы сначала сказать пару слов о них. Начну с "
Дюны", которая стала апогеем режиссёрского мастерства
Дени Вильнева и, если бы лично он получил номинацию за лучшую режиссуру, то у меня бы не возникло никаких вопросов. Но во время просмотра у меня ни раз появлялось ощущение, что Дени настолько увлекся погоней за сочным красивым кадром, что забыл про саму историю, что она должна быть наполнена чем-то кроме геометрически выверенных пустынных пейзажей. В визуальном плане фильм шикарный, все технические номинации абсолютно по делу. Но вот за какие заслуги "Дюну" включили в претенденты на звание лучшего фильма, если честно не понимаю.
То же самое могу сказать и про "
Аллею кошмаров".
Гильермо Дель Торо принял очень удачное решение, выдержав ленту в нуарной стилистике (та часть действия, что происходит в декорациях бродячей ярмарки- чистая эстетика, от которой глаз не хочется отрывать). Но вот сам сценарий, которому не хватает динамики и нерва, и финал, читающийся задолго до наступления титров, не впечатлили совершенно. Хотя, актерский состав во главе с
Брэдли Купером выложился по полной. Среди мрачных камерных историй, на которых Дель Торо уже набил руку, ничего лучше "
Лабиринта фавна" он так и не снял. И, наконец, на прошлой неделе удалось посмотреть политическую сатиру Адама МакКэя на тему конца света "
Не смотрите наверх".
Впечатления от фильма остались положительные, но во время просмотра неоднократно вспоминал вышедшую в далёком 2006 году более абсурдную и куда менее раскрученную "
Идиократию"- пророческую фантазию о будущем, в котором люди настолько глубоко утонули в технологиях, облегчающих их жизнь, что полностью лишились способности мыслить творчески, и их интеллект скатился практически до первобытного уровня. Политическая сатира не слишком популярный жанр у критиков, и
Адам МакКэй очень жестко и прямолинейно показал ту изнанку современного общества и людей им управляющих, которую многие предпочитают не замечать. Но я не могу сказать, что МакКэй снял новаторское или оригинальное кино, поскольку до него тема закулисных игр власть имущих поднималась во множестве лент, а Адам просто сделал из всех них собирательный образ и пригласил именитых актеров. На этом, пожалуй, закончу свою затянувшуюся затравку и перейду непосредственно к "Лакричной пицце".
В последнее время многие известные режиссеры любят проводить для зрителей экскурсии во внутреннюю кухню кинопроизводства, показывая процесс создания фильмов и тот котёл, в котором варятся все, кто над ними работает, так сказать, изнутри. Не так давно такой экскурс проводил
Квентин Тарантино в "
Однажды... в Голливуде", а еще раньше братья Коэн в "
Да здравствует Цезарь!".
Пол Томас Андерсон тоже решил не оставаться в стороне и перенёс действие своей новой картины на голливудские улицы начала семидесятых годов, и поместил в этот ностальгический антураж историю о первой любви.
Все начинается с того, что пятнадцатилетний Гари Валентайн, еще не окончивший школу, но уже начавший актёрскую карьеру, сыграв небольшие роли в нескольких сериалах, и попутно открывший своё рекламное агентство, в котором делами заправляет его мама, во время съемки для школьного выпускного альбома влюбляется в ассистентку фотографа Алану, которая старше него на десять лет. Естественно, поначалу девушка не воспринимает всерьез парня, у которого во всю играет юношеский максимализм в одном месте, а с лица ещё не сошли подростковые прыщи, хоть и замечает, что для своих лет он действительно очень умен, и, что в нем есть очень крепкая предпринимательская жилка, а также умение договариваться с людьми и хвататься за каждую выпадающую ему возможность. Не хватающая звезд с неба и уже не мечтающая о карьере кинозвезды Алана решает завязать дружбу с Гари, после чего их обоих затягивает в круговорот насыщенной будничной жизни на задворках фабрики грез.
Как я уже сказал, "
Лакричная пицца"- это история о первой любви, которая бывает противоречивой и колючей, как роза, полной ревности, необдуманных слов и поступков, совершённых в пылу душевного пожара. Это история о взрослении, о поисках себя и своего места в этом мире. По сути, главные герои проживают на экране один из самых увлекательных периодов своей жизни, в котором есть место душевным метаниям, грандиозным планам, надеждам и любви. Гари и Алана буквально утопают в этих реках чувств на залитых солнцем калифорнийских улицах.
Купер Хоффман (сын покойного Филиппа-Сеймура Хоффмана) и
Алана Хаим (да-да, имя актрисы такое же, как у ее персонажа) не демонстрируют какой-то выдающейся игры, но очень органично вписались в свои образы, а потому наблюдать за ними - одно удовольствие.
И, конечно, "
Лакричная пицца"- это фильм-атмосфера.
Пол Томас Андерсон не случайно выбрал такое загадочное название для своей ленты, которое не имеет прямого отношения к её сюжету. Оно тоже является отсылкой к той ностальгической атмосфере, которую Андерсон так скрупулёзно воссоздал на экране. "
Лакричная пицца"- это сеть магазинов музыкальных пластинок, которая была популярна в Калифорнии в семидесятых годах. Костюмы, машины, музыка - все это переносит зрителя в эпоху золотого века Голливуда, на улицах которого запросто можно было встретить заносчивых кинозвёзд. Как раз такие роли достались
Шону Пенну и Брэдли Куперу. У них лишь эпизодические появления, но таким мастерам и этого хватило, чтобы изобразить популярных актёров, упивающихся собственным самолюбованием.
Подводя итог, хочется сказать, что в фильме нет назойливых повесток, да и какой-то глубокой морали тоже. Это просто теплое ностальгическое воспоминание. "
Лакричная пицца"- не столько история, сколько состояние души, которое Пол Томас Андерсон, со всем отведённым ему режиссёрским мастерством, передал максимально изящно. Не хочу судить о перспективах ленты в борьбе за главную статуэтку, но трем фильмам, перечисленным в этой рецензии, новая работа Андерсона точно не уступает.