На птичьем дворе, где каждое утро начинают с жизнеутверждающего гимна и поднятия флага с гербом-яичницей, появляется необычный утенок, совершенно не похожий на других. Все его отталкивают, никто не любит - и в конце концов утенок оказывается за воротами, несчастный и одинокий. Но его ждет чудесное преображение. Гарри Бардин, классик советской мультипликации, представляет ностальгически-пластилиновое изложение известной сказки Андерсена.
Первая эмоция, которую вызывает новое творение Бардина: как это мило и как похоже на старые советские мультфильмы, которые мы все так любили в детстве! А потом задаешься вопросом: а чего персонажи мультика такие "страшные"?
Поначалу утята-монстрики и куры-колобки вызывают некоторую оторопь. Необычное виденье Бардина сбивает с толку, и неясно, как к нему относиться - как к художественному приему или банальной неспособности вылепить ладных экранных героев. Разные моменты мультика побуждают воспринимать его то так, то эдак.
Но к чудливости персонажей быстро привыкаешь - и тогда визуальная странность "Гадкого утенка" начинает даже нравится: несуразность утят и цыплят воспринимается как милый недостаток, за который любят еще сильней.
Сказка "Гадкий утенок", прямо скажем, не поражает сложностью сюжетных перепитий. Экранных событий в ней - минут на пятнадцать: оставшийся час заполнен по три раза повторяющимися гимнами-песнями, танцами и смешными опусами. Ощущение некоторой затянутости не покидает на всем протяжении мультфильма. Однако смотрятся эпизоды, даже явно взятые "для числа", все равно интересно и свежо.
Дело в том, что Бардин, подаривший нам "Летучий корабль" и другие любимые мультфильмы детства, не мог ограничиться простым чтением сказки. Вместо этого он рассказал нам Историю - полную символов, метафор и даже философии.
Гадкий утенок посреди показушности, нападок и соперничества птичьего двора ищет совсем другого - настоящей дружбы, истинной семьи. От сцены, в которой он впервые видит лебедей и недоверчиво ощущает свое родство с ними, пробирает как от лучшей повести про поиск собственной стаи.
Бардин ироничен: в драматичной, в общем, истории у него много забавного. И он тонко подтрунивает над самой опасной внутренней коррозией - жалостью к себе - когда утенок затягивает "О боже!" в третий раз, это вызывает уже не жалость, а истерический смех. Те, кто узнает себя в этом зеркале, в следующий раз начав себя жалеть, не смогут сдержать улыбку - а смех первый шаг к исцелению, как известно.
В "Гадком утенке" мультипликатор прошелся и по политическому строю, смешно изобразив парад на птичьем дворе под началом напыщенного индюка. И - в противовес - гениальный обмен репликами: "Вы дикие?" - "Мы вольные". А то, что происходит дальше в этой сцене - один из самых мощных и прочувствованных моментов мультика.
Музыка Чайковского придает событиям на экране глубины и эмоциональной силы - скрипка впивается в сердце, а от звуков марша начинает хотеться притоптывать ногой в такт.
Несмотря на некоторую тягучесть и образин из пластилина на экране, к которым проникаешься симпатией не сразу, "Гадкий утенок" - настоящий мультфильм старых советских традиций: прочувствованный, глубокий и простой.
Особенно хорошо в нем удался финал: узнав себя, бывший гадкий утенок увидел обитателей птичьего двора в истинном свете. Те, кого он превозносил и к кому тянулся, которые в ответ смеялись и унижали его, - они на самом деле гадкие. Но самого главного глазами не увидишь, как сказал Маленький Принц, - его можно только пережить.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов