Отомстив зачинателям зомби-апокалипсиса из корпорации "Амбрелла", Элис летит на Аляску искать поселение выживших - Аркадию. Однако находит последних выживших она в разрушенном Лос-Анджелесе, где они забаррикадировались в пустой тюрьме от напирающего со всех сторон безбрежного моря зомби. Вернувшись к постановке начатой им франшизы, режиссер Пол В.С. Андерсон сделал вольный римейк снайдеровского "Рассвета мертвецов" - стереоскопический экшен выбил из которого остатки смысла.
Более всего новая "Обитель зла" напоминает современную арт-инсталляцию. Под гипнотический саундтрек на экране проносятся красивые картинки, сделанные по последней технологии, но без тени сюжета и замысла.
Героиня Миллы Йовович - несокрушимая Элис - в начале фильма становится человеком и теряет "скорость пумы, силу медведя" на пять минут - но потом снова начинает разбрасывать врагов, как домино, и попадать зомби в глаз с любого расстояния. А в промежутках между боями Милла, поджав напомаженные MaxFactor губы, сетует в портативную видеокамеру, что надежды нет и что она не знает, сколько еще протянет. Видимо, это должно обозначать драму характера.
Подобными условностями фильм набит под завязку. Сценарий - даже не схема, а блок-схема, призванная кое-как скреплять между собой изобретательные экшен-сцены. Естественно, логика при таком положении дел - невиданная роскошь: "Обитель зла 4" начинена не только внутренними ляпами, но и противоречит местами предыдущим частям франшизы.
Всю интеллектуальную мощь сценария отражает, например, такой эпизод. Герои добираются до заветной цели и, обнаружив на дверях эмблему корпорации "Амбрелла", кричат: "Это ловушка!" - после чего немедленно входят в те самые двери.
Кое-что просто оставлено без объяснения. К примеру, главный Страшила новой "Обители зла" - "неведомая хрень с топором", как его окрестили блоггеры - появляется из ниоткуда и уходит в никуда, не оставив ни следа в сценарии.
Очень многие образы "Жизни после смерти", мягко говоря, позаимствованы из известных визуальных шедевров. Вылет клонов Элис в окно - это "Матрица: Перезагрузка", взрыв бункера "Амбреллы" в Токио похож на уничтожение Нью-Йорка из "Хранителей", а хрень-с-топором Андерсон утащил из "Сайлент-Хилла", где треугольноголовый исполин, кстати, символизировал чувство вины - тогда как в "Обители зла" он просто участник мясорубки.
Всерьез воспринимать все это не хватает азарта - и "Обитель зла: жизнь после смерти" из-за этого теряет ключевую составляющую - атмосферу ужаса и непоправимости.
Страшно будет - но это уже не тот страх, который взвывал сиреной в первом фильме перед каждым поворотом, у которого застывала Элис. "Обитель зла 4" пугает так, как страшная картинка на инсталляции - можно вздрогнуть, а через минуту уже забыть.
На "Жизнь после смерти" следует идти как на интерактивную выставку - любоваться на исключительно изящные бои в замедленной съемке и фантастический 3D, заставляющий то уворачиваться от летящих в тебя ножей, гильз и топоров, а то и вообще - стирать кровь со стерео-очков. Тем более, что полюбоваться там есть на что - чего стоит только прорыв клонированных Элис в токийский бункер "Амбреллы" или схватка под струями воды с неведомо-кем-и-его-огромным-топорищем. И бонус – потрясающая музыка в такт действию, которую хочется отвязать от фильма и носить с собой в плеере.
Однако если первая "Обитель зла" была пугающим вестником и сгустком гнетущей атмосферы, последняя как выглядит, так и воспринимается инсталляцией: необычно, забавно - но придавать этому значение глупо.
Визионер Пол В.С. Андерсон лично поставил ту серию франшизы и эту, позволив во второй и третьей частях наворотить дел другим режиссерам. И возвращение Андерсона к начатой им киноистории навевает впечатление, что его девизом было "Я тебя породил - я тебя и убью". Если так, то Элис и ее зомби-зоопарку, кажется, настала амбрелла.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов