В видеоиграх обзор от первого лица используется давно и часто, в том числе и в серии игр "Doom". Тем не менее в фильме 2005 года по мотивам игры используется съемка в "обычной" манере, но всё же ближе к финалу зрителей ждал приятный сюрприз. Получив сверхсилы после приема сыворотки С24, солдат Джон с автоматом в руках бросается искать свою сестру, попутно отстреливая монстров, бродящих по темным коридорам лаборатории. Вся эта сцена снята от первого лица и создаёт ощущение, как будто сейчас ты смотришь не фильм, а чье-то прохождение игры. Жаль только, что видов оружия используется маловато, да и монстров можно было завезти поразнообразнее; ну а в целом получилось не плохо.
В фильмах, показывающих псевдодокументальную съемку, часто используют вид от первого лица: "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света" (1999), "Патруль" (2012), "Superнянь" (2014). В "Монстро" персонаж по имени Хад снимает на камеру вечеринку по случаю отъезда в Японию одного из друзей. Неожиданно в центре Нью-Йорка происходит сильный толчок. Начинаются перебои с электричеством. Мощный взрыв! Паника! Люди выбегают на улицу, а апокалипсис продолжается. Небоскрёбы рушатся, в десяти метрах от оператора падает голова от статуи Свободы, а между кварталами мелькает Нечто... Расфокус камеры при увеличении изображения, тряска камеры и прочие приёмы создают стопроцентный эффект того, что ты смотришь реальную запись из разрушающегося города; разве что звук тут не как с простой домашней камеры, но оно и к лучшему - выстрелы из танков и рёв Кловерфилда лучше слушать во всю мощь многоканальной акустики.
Иногда режиссеры любят показывать мир глазами злодея, который как охотник высматривает свою добычу, подмечает детали и готовится нанести свой смертельный удар. "Молчание ягнят", "Черное Рождество" (1974), "Хищник" (1987). Особо примечателен "Маньяк", так как 99 процентов времени зритель видит мир глазами серийного убийцы. Выделим сцену общения с Люси. Уже понятно, что Фрэнк чокнутый убийца, но пока не известно по какому принципу он выбирает жертву. Поэтому сцена в квартире Люси получилась очень напряженной, так как постоянно гадаешь, сорвётся Фрэнк или нет. Ну а когда в квартире начинает играть песня "Goodbye Horses", то становится даже жутко, ведь точно такую же песню слушал маньяк Буффало Билл в фильме "Молчание ягнят".
Хотите увидеть, как будут выглядеть фотореалистичные игры в будущем? Если да, тогда обязательно посмотрите "Хардкор" российско-американского производства. Весь фильм ощущается так, как будто перед вами не фильм, а шутер от первого лица. Тут вам и постоянная смена оружия, множество разнообразных локаций (уровней), промежуточные боссы, даже есть миссия по удержанию точки в течении определённого времени или миссия, где просто надо безостановочно давить на спусковой крючок пулемёта, пока напарник управляет транспортным средством. Усиливает "эффект игры" и безмолвность главного героя, который передает привет DOOM, Half-Life и другим играм.
Весь фильм выполнен на одном достаточно высоком уровне и если уж выделять одну сцену, то пусть это будет погоня главного героя за бандитом Хитрым Дмитрием по улицам Москвы. Интересный паркур, динамичная музыка; трюки, выполненные каскадёрами и без страховки – все это делает 2-х минутную погоню очень увлекательной. Единственный минус – постоянно трясущаяся картинка с камеры GoPro; но с другой стороны от этого больший эффект реализма или можно представить, что невидимый игрок просто не отключил функцию покачивания камеры в настройках "Хардкора".
В мире "Странных дней" на черном рынке набирает популярность устройство СКВИД, позволяющее записывать всё происходящее прямиком из головного мозга. Любой, кто прочтёт запись со СКВИД, сможет получить почти 100-процентное погружение в воспоминания. Законопослушный гражданин может почувствовать адреналин от ограбления магазина; безногий инвалид – ощутить теплоту прибрежного песка и нежность волн, совершая утреннюю пробежку и т.п. Как это не удивительно, но одной из самых запоминающихся сцен от первого лица является обычный мирный эпизод из прошлого главного героя. Весь фильм нам показывают ночной Лос-Анджелес, прокуренные бары и шумные клубы; поэтому когда Ленни "погружается" в один из солнечных дней, который он провел с любимой женщиной, то зритель сразу понимает, почему мужчина так пристрастился к записям со СКВИД и почему хочет вернуть ту, которая его больше не любит, да и вообще теперь ведет себя рядом с ним как стерва.
Что-что, а экшен Мэттью Вон умеет снимать. Вот и в «Пипце» режиссер умудрился показать весело и красиво кровавые разборки 11-ти летней Убивашки против бандитов. Но были в фильме и драматичные моменты. Когда преступники пленяют отца девочки, а сама она, казалось бы, убита, кто-то нападает на бандитов и гасит свет, погружая огромное помещение во тьму. Ожидание, напряжённая пауза и сцена продолжается с вида от первого лица. Кто-то одел очки ночного видения и начинает отстреливать "слепых" преступников точными выстрелами в голову (Джон Уик одобряет). Подонки поджигают связанного отца девочки и продолжают отстреливаться. Счёт идет на секунды. Пожалуй самый драматичный и трогательный эпизод фильма.