Москва - навряд ли сердце (эта честь принадлежит Питеру), а скорей уж мозг великой страны - но от этого любима ничуть не меньше. Восемнадцать режиссеров, десять сценаристов и тринадцать операторов признаются в любви к столице в альманахе короткометражек "Москва, я люблю тебя", после которого Москва, если б могла говорить, сказала бы "Люби меня по-французски" - в смысле: как французы, снимая альманах "Париж, я люблю тебя" - а не так, как вышло у наших.
Французы первыми придумали признаться городу в любви кино-новеллами - в 2006-м выпустив вышеупомянутый "Париж, я люблю тебя". Американцы, в творчестве которых много римейков, не заставили долго ждать свою версию - в 2008-м вышел "Нью-Йорк, я люблю тебя" (ставший дебютом в кинопостановке для Скарлетт Йоханссон и Натали Портман).
"Москва, я люблю тебя" была задумана как продолжение этой линейки про российскую столицу, но авторы ленты ориентировались больше на "Париж, я люблю тебя" - как более успешный и полюбившийся зрителям опыт. Альманах про Москву включает то же число короткометражек, что и кинобукет Парижу - восемнадцать - и снимало их не меньшее число режиссеров, как и фильм про французскую столицу.
В ленте про златоглавую снялась целая когорта замечательных актеров - Евгений Миронов, Евгений Стычкин, Иван Охлобыстин, Владимир Долинский, Федор Бондарчук (отличный как актер), давно не появлявшийся на экране Данила Козловский ("Мы из будущего") и другие. Их игра увлекает и расцвечивает короткометражки - в отличие от прочего содержимого киноальманаха.
"Москва, я люблю тебя" составлена из сказочных, в общем-то, историй, не имеющих к реальной жизни в столице никакого отношения. Некоторые придирчивые зрители нашли нужным вопросить, посмотрев альманах: "А при чем тут вообще Москва?".
Справедливости ради надо отметить, что российский лубок про столицу сделан по кальке сборников-кинопризнаний в любви Парижу и Нью-Йорку - которые тоже, в общем, носят сказочный характер. Но погубила фильм в глазах зрителей отнюдь не сказочность.
Некоторые виньетки, составляющие "М.Я.Л.Т." носят обидный, почти издевательский характер - например, та, в которой героя Григория Антипенко берут на работу американцы - раздавать флаеры в костюме сосиски. Или история азиатки-скрипачки, ставшей в Москве уличной Ванессой Мэй.
Вообще, со стебом в ленте явно переборщили - временами "Москва, я люблю тебя" смотрится не любовным кинопризнанием, а насмешкой в стиле Comedy Club: "Москва - город, в котором жили и творили такие великие, как Пушкин, Гоголь, - и другие гастарбайтеры...".
При этом настрой, который отражают входящие в альманах короткометражки, довольно безнадежный: если встреча спустя годы - то у нее уже дети. Или это встреча за рулем поливальной машины. Или в костюме мороженного. Если верить, что лента отражает умонастроения москвичей, то кризис повлиял на дух столичных жителей удручающе.
Однако в целом "Москва, я люблю тебя" снята ритмично и бодренько - "разговорные" новеллы сменяют динамичные (про гонки или про киллера), и есть даже одна совершенно уморительная история про битье любовника сковородкой, и одна стилизация под "Город грехов" про акробатов - мойщиков памятников (с пепельным изображением и вторгающимися в него кумачовым знаменем и громадной красной звездой).
По части съемочных локаций альманах тоже довольно грамотно выстроен. Показаны все наиболее узнаваемые места Москвы - как замусолившие глаз "общенародные", так и более узко известные (не заезжим гостям – жителям столицы). На экране мелькают МГУ, ГУМ, Жуков, "Рабочий и колхозница" - но также памятники Есенину и Гагарину, любимые мосты, скульптурная композиция пороков общества.
Из восемнадцати короткометражек несколько смотрятся как экранизация дурного анекдота, пара - неумелая игра на чувствах тех, кому "за -дцать", или тех, кому "еще нет -дцати". Есть несомненные удачи - к примеру, история Ивана Охлобыстина (талант от бога!) про дедушку-бегуна, или притча про сердобольного киллера - но на общем китчеватом фоне эффект от них смазывается.
Главная проблема "Москвы, я люблю тебя" (как и самой Москвы) - в искусственности намерений. Заверения в любви вместо звенящей трогательности выходят натянутыми и дребезжащими.
Лучшие на свете короткометражки сделаны так, что хочется знать, что было дальше - или даже чтобы из них сделали полнометражные фильмы. Вспомнить хотя бы историю про вампиров в "Париже, я люблю тебя", яркую ленту "Prеy Alone" - или "Район № 9" и "Возврат денег", выросшие из короткого метра.
Ничего подобного в "Москве, я люблю тебя" нет - ни одна история не требует продолжения, не тревожит сердце: они пусты, как формальные признания в любви. Вот и получается, что восемнадцать российских кинодеятелей либо не любят столицу, либо не владеют киноязыком. А Москва, которую мы любим, совсем не та, что представлена в киноальманахе про нее, - а значительней, многограннее и больше. Остается надеяться на режиссера с сердцем повместительней, куда она войдет вся, - и картина которого даст повод сказать, цитируя одну мою милую знакомую москвичку: "Это мой город, а я - его".