Классный, но истрепавший все нервы киллер и оружейник скрывается от преследующего его прошлого в глухом итальянском городке в Апеннинских горах. Он берется выполнить последний заказ - сделать для эффектной европейки с ледяными глазами оружие "с мощью пулемета и радиусом винтовки" - а потом намеревается уйти на покой. Голландский клипмейкер-визионер Антон Корбейн снял второй фильм про попытку реанимации души - "Американец".
Фильмы про людей, ищущих "не счастья, а покоя", скоро превратятся в самостоятельный жанр - вязкое, медлительное повествование в них и тягостная свинцовая атмосфера настраивают на особый лад. "Американец" снят не для того, чтобы на нем развлечься - а чтобы воспринять и подумать, и большинство посетителей кино посыпятся с него после первого получаса.
Привлекающий женское внимание Джордж Клуни с афиши фильма в самой ленте - застывшее изваяние. Появляясь во вступительном эпизоде с бородой и в вязаной шапочке похожим на исламского фундаменталиста, все остальное время он сохраняет соответствующее выражение лица и глаз. Не заботясь о зрительском удовольствии, он ходит вдоль экрана с каменным лицом, мастерит чудо-винтовку для красивой киллерши или "беседует" - а точнее, роняет реплики с интервалами "раз в час".
А вокруг - божественная Италия и туманные Апеннины: мощеные улочки маленького городка, залитые оранжевым светом ночью, причудливые петли дорог в горах, безлюдная лесная лужайка на берегу быстрой речки...
Сюжета в "Американце" - с чайную ложку: из послужившей основой для сценария книжки Корбайн оставил только фабулу, уведя все остальные детали и штрихи в затемнение. В результате главной сильной стороной фильма остался лишь плотный, физически ощутимый эффект присутствия - имеющий магнетическое действие, так как фильм снят в величественных горах, и аналогов этой местности в кино, по словам Корбайна, не было.
Действий в картине минимум, но те несколько убийств, которые есть, очень впечатляют и вызывают неприятных холодок. Основные актеры играют как в масках: Клуни и Теклу Рютен (киллерша) живостью переигрывает ртуть в разрывных патронах - в ней больше страсти и экспрессии. Святой отец, с которым у героя Клуни, Джека, завязалось некое подобие дружбы, выступает в роли авторского комментария - `подстрочника` к медлительным событиям. Есть еще Виоланте Плачидо (дочь Микеле Плачидо) в роли проститутки, и она - само очарование: смотреть на ее улыбку, кажется, никогда не устаешь.
По смыслу "Американец" удивительно похож на пронзительный фильм Мартина МакДоны "Залечь на дно в Брюгге" (вплоть до отдельных реплик про город-с`ад Брюгге и про ад, в котором живет "Американец" Джек).
Но трогательный Колин Фаррелл в "Брюгге", который не может себя простить, не искупив, - скорее жив, чем мертв - вызывая сопереживание и сочувствие.
А Корбайн снял фильм про фактически мертвого человека: за всю ленту в Джеке если что-то и шевелится, то вряд ли душа - скорей уж белые черви буби, которые нас всех сожрут в гробу. Для фильма с коматозным движением сюжетной линии это - как контрольный в голову: не оставляет надежду.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов