Битва за Москву - один из ключевых эпизодов Великой Отечественной войны и Второй мировой вообще. Именно после того, как Советский Союз продемонстрировал свою способность остановить казавшуюся непобедимой и неудержимой германскую военную машину, стало понятно, что план блицкрига не сработал. Многие исторические события берут начало именно с этого разгрома, и, помимо военного значения, он произвел огромное впечатление на весь мир, подняв боевой дух Красной Армии и союзников по антигитлеровской коалиции. Конечно, кинематограф, особенно отечественный, не мог не отметить все это в значительном количестве кинолент, некоторые из которых стали классикой своего жанра. И если в преддверии 80-летия этой грандиозной операции кому-то из любителей кино захочется освежить в памяти лучшие фильмы о битве за Москву, издание "Новости кино" предлагает ознакомиться со своей подборкой.
Двухсерийная киноэпопея
Юрия Озерова занимает особе место в перечне. И в силу того, что это один из самых масштабных советских фильмов, посвященных войне, и в силу того, что она создавалась в сотрудничестве с кинематографистами множества стран, в том числе ГДР, Чехословакии, Вьетнама и других. В качестве основы для сценария использовались мемуары маршала Георгия Жукова, а также воспоминания других участников этих грандиозных событий. В первой части под названием "Агрессия" впервые рассказывается о том, что агентура в Европе и Азии предупреждало советское руководство о грядущем нападении, а работавший в Японии разведчик Рихард Зорге точно называл дату вторжения, однако Сталин не поверил этим донесениям, что привело к многочисленным и неоправданным жертвам.
Во втором фильме "Тайфун" раскрываются детали германского плана по захвату Москвы и демонстрируются этапы самой битвы. В картине находят отражение решения которые принимались на высшем уровне и героизм простых солдат, обороняющих столицу. Естественно, из-за отсутствия к моменту съемок образцов немецкой техники этого периода, ее "роль" в основном играют задекорированные танки Т-34.
Экранизация одноименной пьесы Георгия Мдивани, в которой рассказывается история лейтенанта Ильи Стрельцова, который после окончания летной школы в сентябре 1941 года получает назначение в истребительный авиаполк, прикрывающий небо над столицей. Во время одного из тренировочных полетов он умудряется сбить немецкий самолет, за что получает прозвище "Счастливчик". Стрельцов рвется в бой, но его долго не допускают к боевым вылетам. Он подозревает, что командир эскадрильи придирается к нему, так как тоже влюблен в медсестру Зою. Но уже в октябре в воздушном бою ему удается сбить один и таранить другой немецкий самолет, за что его награждают званием Герой Советского Союза.
Фильм будет любопытен для всех любителей военной авиации, так как в его создании принимали участие настоящие пилоты, а в кадре появляются боевые машины, некоторые из которых, в том числе знаменитая "Чайка" уже были сняты с производства.
Документальный фильм, смонтированный из кадров кинохроники, запечатлевших ход боевых операций с октября 1941 по январь 1942 года. Проект создавался по личному указанию Сталина, который в ноябре 1941 года потребовал запечатлеть мощный удар, который советские войска намеревались нанести немцам под Москвой. В его создании участвовало множество фронтовых кинооператоров, перед каждым из которых стояла своя задача. Одни снимали строительство оборонительных рубежей, другие - военачальников, третьи - наступательные операции и освобождение населенных пунктов, четвертые - работу оборонных предприятий.
По распоряжению Сталина дикторский текст, который показался ему слишком агитационным, был заменен на более сдержанный. В феврале 1942 года фильм вышел в отечественный прокат, а летом - в международный. "
Разгром немцев под Москвой" произвел большое впечатление в США и стал первой советской кинолентой, удостоенной премии "
Оскар" в категории "лучший документальный фильм".
Фильм снят по мотивам первой части одноименного романа
Константина Симонова. В нем иллюстрируется история боевых действий с момент начала Великой Отечественной войны до Битвы за Москву. В центре сюжета фронтовой корреспондент Иван Синцов (
Кирилл Лавров), который становится свидетелем отступления частей Красной Армии на первой этапе войны и несколько раз оказывается в окружении. Однако по мере продвижения врага к столице, сопротивление становится все более упорным, и на пути главного героя встречаются командиры, которые своими действиями убеждают его в том, что немцы могут быть не только остановлены, но и разбиты. Не считая себя возможным оставаться лишь сторонним наблюдателем, Синцов идет в бой в качестве простого рядового.
Именно в этой ленте, пожалуй, впервые в отечественном кинематографе без прикрас была показана тяжелейшая ситуация начала войны. Сам
Симонов отмечал в предисловии к одному из изданий, что дописывал третью книгу этого цикла, во многом ориентируясь на образы, созданные актерами вышедшей ранее экранизации.
В этом фильме, основанном на реальных событиях, рассказывается об одном из героических эпизодов обороны Москвы. Действие происходит осенью 1941 года. Несколько зенитных батарей, ранее отвечавших за противовоздушную оборону столицы, переброшены в район Лобни с приказом предотвратить наступление немецких танков. Один из расчетов занял позицию неподалеку от дома, в котором жила женщина с тремя детьми. В решающем сражении в начале декабря зенитчикам пришлось сдерживать натиск десятков танков пытавшихся прорваться при поддержке моторизованной пехоты. И всех орудий уцелело, будучи сильно поврежденным, только одно, но вражеская атака была отбита.
В отличие от многих иных советских фильмов, для съемок этого действительно использовались сохранившиеся образцы немецких машин PzKpfw IV и PzKpfw 38, а для придания реалистичности создателями картины записывались реальные стрельбы из 85-миллиметровых зенитных орудий на полигоне.
В седьмой серии этого знаменитого многосерийного телефильма речь идет об одном из самых трудных периодов Битвы за Москву. События происходят в середине октября 1941 года, когда в связи с приближением немецких войск город охватили панические настроения, произошел всплеск мародерства и бандитизма. Руководство столичной милиции было наделено особыми полномочиями для поддержания порядка в осажденном городе, в котором уже не работало большинство предприятий, магазинов и даже метро. Специальные отряды стражей порядка получили приказ поступать с преступниками, по законам военного времени, то есть расстреливать на месте без всякого суда и следствия. Помимо правонарушителей органам внутренних дел приходилось иметь дело и с теми, кто с нетерпением ждал прихода немцев и падения "большевистского режима".
История простого сибиряка Кузьмы Кройкова, которого в составе его стрелковой роты перебрасывают под Москву в самый ответственный момент обороны столицы. В одном из подмосковных сел он встречается с Варварой, но их романтические отношения оказались недолгими, так как впереди были тяжелые бои. Картина была создана во время так называемой "оттепели", поэтому достаточно резка и правдива в том числе и отражении "перегибов", допущенных партийным руководством страны. Вместо эпических сражений он фокусируется на судьбах людей, вставших на пути грандиозного "Тайфуна" - наступательной операции немецких войск под Москвой. Главные роли исполнили популярные советские артисты
Владимир Кашпур и
Светлана Харитонова. В фильме звучит знаменитая песня "Шел солдат".
Военная драма, вдохновленная одноименным стихотворением
Константина Симонова. В центре сюжета история любви летчика Николая Ермолова и его жены Елизаветы. Последняя провожает мужа на фронт и остается в Москве. Она не собирается отправляться в эвакуацию и устраивается на оборонное предприятие. Несмотря на известие о вероятной гибели Николая, она Елизавета продолжает верить и ждать его возвращения, и ее вера будет вознаграждена. В картине хорошо проиллюстрированы суровые будни осажденной Москвы. Съемки проходили в Алма-Ате, куда была эвакуирована съемочная группа. Исполнитель главной роли Борис Блинов заразился брюшным тифом и завершал работу над картиной, будучи уже тяжело больным. Артист умер через несколько дней после премьеры картины. Роль Лизы исполнила супруга
Симонова Валентина Серова.
Историческая драма, посвященная подвигу бойцов 316-й стрелковой дивизии, героически оборонявшейся на подступах к Москве. Уникальность этого проекта для отечественного кинематографа заключалась в том, что изначально он являлся по сути любительским, а средства на его производство собирались методом краудфандинга. В дальнейшем поддержку ему оказывали министерства культуры России и Казахстана, а также различные музеи и коммерческие структуры. Создатели ленты постарались с максимальной точностью воспроизвести обстоятельства знаменитого сражения у разъезда Дубосекова, в том числе и с технической точки зрения. Главные роли сыграли как профессиональные артисты, так и любители.
"
28 панфиловцев" стал самым упоминаемым в средствах массовой информации фильмом 2016 года. Издание "Новости кино" являлось официальным информационным партнером проекта.