Люцифер, Антихрист, Лжец, Отец лжи, Лукавый, Сатана, Искуситель – это все имена Дьявола, и они дают представление о его сущности. Образ Сатаны обычно ассоциируется с рогаты чертом с хвостом и копытами, на которого страшно смотреть. В чем же сила притягательности этого образа для искусства? Почему книги и фильмы, посвященные дьяволу, пользуются неизменным интересом? Не потому ли, что проповедуемые им ценности и приоритеты пусть и порочны, но невероятно соблазнительны? Если вы задумываетесь об этом. то наше издание готово предложить вам подборку лучших фильмов о дьяволе. Мы постарались собрать самые яркие и поучительные истории о том, кто может явиться в любом обличье, чтобы украсть, убить и погубить. Помните, что когда-то он был "печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты" и будьте бдительны, ведь дьявол прячется в деталях.
О том, как дьявол может разрушить жизнь любимого
Стивеном Кингом городка Касл-Рок в штате Мэн, хорошо показано в экранизации одноименного романа писателя. Загадочный пожилой джентльмен с внешностью
Макса фон Сюдова прибывает в Касл-Рок и открывает магазинчик, в котором каждый посетитель может найти себе товар по душе. Собственно, душой-то как раз и придется расплатиться за покупку с хозяином магазина, который попросит совершить за нее сущую мелочь – гаденькую шалость по отношению к соседям. Кто-то испачкает сохнущее на веревках белье, кто-то разобьет стекла, кто-то отправит посылку "с сюрпризом". Очень скоро Касл-Рок превращается в адский котел, в котором бурлят страсти, подозрения, ненависть. Сказать, что в этом виноват дьявол, будет неверно, ведь это не он убил собаку вашу соседа, а вы.
Если вы любите медлительные триллеры с крепким актерским составом, знайте, что существует трехчасовая телевизионная версия фильма, в которой показано больше персонажей и больше подробностей. Безусловно, у поклонников Кинга есть претензии к экранизации, но разве бывает по-другому?
Предлагая осуществление вашего страстного желания, дьявол может явиться в любом образе. Например, в виде сногсшибательной красотки (
Элизабет Херли), которой и опытный-то мужчина отказать не сможет, а закомплексованный Эллиот Ричардс (
Брендан Фрейзер) и подавно. Устав от безуспешных попыток пригласить на свидание свою коллегу Элисон, влюбленный Эллиот неосмотрительно обещает отдать что угодно, лишь бы быть с ней. Дьявол подслушивает эти мысли вслух и тут же предлагает контракт на исполнение семи желаний, на что Элиот почти без раздумий соглашается. Ну а дальше следует подробный анализ с разбором темы "Почему нельзя верить дьяволу".
Комедия забавная, изобретательная с поучительной моралью – даже дьявол не в силах помочь на любовных фронтах.
В мистическом детективном триллере
Романа Полански дьявол тоже не особо прячется от главного героя и зрителей – надо просто внимательно смотреть. В облике прекрасной длинноволосой незнакомки, обожающей алого цвета одежду и сидящую за рулем ярко-красного автомобиля, скрывается сам сатана, который подталкивает эксперта и книготорговца Дина Корсо (
Джонни Депп) к разгадке легенды о девяти гравюрах, в создании которых принимал участие Люцифер. Прожженный книжный барыга в погоне за хорошим вознаграждением, Корсо довольно скоро поймет, что ввязался в опасную переделку.
Грамотно нагнетаемая атмосфера, эстетически прекрасная композиция кадра, закрученный сюжет, завораживающая музыка, сексуальная
Эммануэль Синье и
Депп "доворобьевских времен" пленяют. Фильм из тех, что можно пересматривать каждые десять лет и вновь очаровываться.
За 30 лет до "
Девятых врат"
Полански, тогда еще молодой режиссер, экранизировал роман
Айры Левина "
Ребенок Розмари", который вошел в его знаменитую "квартирную трилогию" и занимает девятое место в списке 100 самых остросюжетных американских картин за 100 лет по версии Американского института киноискусства. Мистический триллер рассказывает о Розмари и Гае, которые переезжают в новую квартиру на Манхэттене и заводят дружбу с пожилыми соседями Кастеветами. Очень скоро Розмари начинает подозревать, что эти милые с виду люди являются членами секты сатанистов, а ее муж примкнул к ним. Розмари снится кошмар, в котором демон овладевает ею, и вскоре она узнает о том, что беременна.
Дурные предзнаменования, давящие стены, навязчивость и постоянный контроль под маской заботливого участия со стороны Кастеветов, ужас оттого, что этот кошмар никогда не закончится, что некуда бежать, разве что выпрыгнуть из окна - мучают молодую женщину.
Полански не снимал кино, он рисовал покадрово каждую сцену, поэтому и через полвека при взгляде на черную колыбель по спине бегут мурашки.
"Омен" (1976)
Знаменитый психологический триллер
Ричарда Доннера по сценарию
Дэвида Зельцера о сатане, который пришел в наш мир в шесть часов утра шестого дня шестого месяца и несет на себе знак антихриста, не нуждается в представлении. Помимо напряженного действия, идеального саундтрека
Джерри Голдсмита и актерских работ, фильм хорош тем, что оставляет за собой шлейф тревожности, которая еще долго не отпускает. И, конечно же, "фирменная фишка" картины - дьявол в образе ребенка. При взгляде на Дэмиена (
Харви Стивенс) охватывают противоречивые чувства, те же самые, которые испытывал его несчастный отец, посол Роберт Торн (
Грегори Пек) перед тем как решился принести его в жертву.
Известно, что во время производства картины с членами съемочной группы происходили неприятности в виде ударов молнии и даже крушения самолета. И через 45 лет со момента выпуска мистическая история смотрится все так же увлекательно, чего не скажешь о ее римейке 2006 года.
Еще один классический и общепринятый шедевр в рамках жанра – экранизация одноименного романа
Уильяма Питера Блэтти. Фильм режиссера
Уильяма Фридкина о борьбе двух священников за жизнь и душу 12-летней Риган (
Линда Блэр), в которую вселился дьявол, завоевал два "
Оскара" из восьми возможных и четыре "
Золотых глобуса". Искусные декорации, потрясающий грим, звуковые и визуальные эффекты вкупе с опытными актерскими работами производят неизгладимое впечатление на зрителя.
В наше время фильмы об экзорцизме выходят с завидной регулярностью и, по понятным причинам, не несут в себе ничего нового. В 1973 году "
Изгоняющий дьявола" стал для многих шоком, а
Фридкина даже обвиняли в излишней натуралистичности. Еще бы, ведь его консультантами были настоящие иезуиты, которые также "принимали участие в съемках. Кстати, как и в случае с "
Оменом", с командой "
Изгоняющего дьявола" происходили разного рода происшествия и несчастья.
"Я не кукловод, я не вершу людские судьбы. Мне этого не дано. Я лишь расставляю декорации, а за нитки дергаешь ты сам", - объясняет дьявол в обличье главы юридической корпорации Джона Милтона (
Аль Пачино) свое призвание молодому и амбициозному адвокату Кевину Ломаксу (
Киану Ривз). Триллер
Тейлора Хекфорда наглядно демонстрирует, что мы сами ответственны за те поступки, которые разрушают наши жизни. Главный грех Ломакса - тщеславие - сослужило ему плохую службу, ведь все, чего он добился на новой перспективной работе перестало быть важным после смерти жены, в которой он отчасти виноват.
Фильм выделяется из множества жанровых картин присутствием в нем обаятельного и очень убедительного дьявола.
Аль Пачино властвует на экране и произносит крамольные речи, ответить на которые невероятно трудно. Он гипнотизирует не только Ломакса, от его логичных рассуждений впадаешь в прострацию. Безусловно, эта роль одна из лучших за карьеру актера. У Ривза роль нечистоплотного адвоката чуть ли не единственная отрицательная в фильмографии. И его Ломакс действительно открыт для соблазна деньгами, славой, атрибутами роскошной жизни - всем тем, что в материальном мире свидетельствует об успехе. Но его Ломакс все-таки провел сатану, как и его другой герой, Константин, из еще одного хорошего фильма, в котором присутствует дьявол - "
Константин: Повелитель тьмы".
Еще один нестареющий фильм с прекрасным дуэтом - сатана в исполнении
Роберта Де Ниро и продавший ему душу нью-йоркский детектив Гарри Ангел, которого сыграл
Микки Рурк. Фильм
Алана Паркера основан на романе Уильяма Хьертсберга "Падший ангел" и совмещает в себе стилистику детектива нуар и мистического хоррора. В фильме, который сам, кажется, пульсирует как сердце, рассказывается история Гарри Ангела, который по поручению загадочного иностранца Луи Сайфера (
Де Ниро) должен разыскать пропавшего много лет назад поп-певца - тот не исполнил условия контракта, который заключил с иностранцем. Расследование Ангела сопровождается бесконечными смертями свидетелей, которых он опрашивает, причем погибают они страшно.
Триллер напоминает дурной сон, в котором без конца хлещут то кровь, то дождь, звучит джаз, напоминающий стоны истязаемого существа, злобные собаки и огромные куры все время лезут под ноги, атрибутика вуду и христианских символов накладываются друг на друга, громыхают лифты и устрашающе вертятся лопасти вентилятора. В этом кошмаре Ангел пытается найти выход, но стены сжимаются, а он никак не может проснуться. Великолепная операторская работа, оригинальное музыкальное сопровождение, бесподобные актерские работы, мистицизм и нарастающий саспенс, который грамотно подводит к идеальной развязке, делают картину
Паркера идеальным триллером.
Десять библейских заповедей легли в основу французского фильма-антологии
Жюльен Дювивье с участием знаменитых актеров -
Луи де Фюнеса,
Алена Делона,
Лино Вентуры,
Шарля Азнавура и других. В семи новеллах, снятых в разных жанрах, с французским стебом и элегантностью разыгрываются сценки из реальной жизни, в которых во всей красе предстают грехи современного общества. Поучительные, ироничные, правдивые сюжеты дают пищу для размышлений и осознания, что прямолинейных ответов на то, как работают заповеди в жизни, нет.
Пропитанные сатирой истории полны уважения к истинной морали, вышучивают суеверия и лицемерие, вселяют веру и дают надежду. Дьявол появляется в виде библейского змея и связывает новеллы между собой. Калейдоскоп человеческих страстей и пороков, греховных мыслей и постыдных желаний, которым тяжело противостоять даже праведникам - это великий фильм-рассуждение
Дювивье о том, можно ли остаться в этом грешном мире безгрешным.
Мистический триллер о конце света
Питера Хайамса интересен прежде всего участием в нем героя боевиков
Арнольда Шварценеггера. Для него роль страдающего от депрессии частного детектива Джерико Кейна, бросившего вызов самому дьяволу, пожалуй, самая драматическая за карьеру и очень необычная. Фильм вышел как нельзя вовремя - в конце 1999 года, на стыке веков, когда ожидание миллениума провоцировало разговоры если не о конце света, то о "всемирном глюке компьютеров" уж точно. Итак, дьявол, приняв облик убитого им банкира (
Гэбриел Бирн), должен зачать ребенка от смертной женщины Кристины Йорк (
Робин Танни), чтобы на земле наступило Царство тьмы. Он не учел одного - бывший коп Кейн встанет у него на пути и отправит его восвояси.
Критики, конечно, разгромили и сам фильм, и игру
Шварценеггера, но рядовые зрители с этим не согласны. Когда на экране творится эпическая борьба Добра со Злом, кого хочется видеть во главе святого воинства, как не заросшего щетиной Арни с гранатометов наперевес? Кто может авторитетно послать сатану в ад и противостоять его соблазнительным речам? Хорошие спецэффекты, динамичное повествование и жанровый коктейль из боевика, мистического триллера и фильма-катастрофы дают фильму пропуск оказаться в данной подборке.