px

Рецензия к фильму "12 лет рабства". Последние несколько лет были для меня трудными

12.12.2013
Рецензия к фильму 12 лет рабства. Последние несколько лет были для меня трудными

Британский режиссер Стив МакКуин по первому своему призванию художник, как Тони Скотт и Дэвид Линч, выпускник колледжа искусств и дизайна в Челси. Автор ряда фотографических проектов и нескольких короткометражек; одна из них - "Бесстрастное лицо" ("Deadpan") памяти Бастера Китона в стиле его невозмутимости в самых абсурдных ситуациях - снискала премию "Тернера", одну из самых престижных в мире в области современного искусства. С 2008 МакКуин переносит свои художественные поиски в большое кино. На его счету сегодня три ленты в полном метре, которые уже собрали три десятка престижных кинематографических наград и обеспечили ему статус главной надежы национального кинематографа: "Голод", "Стыд" и "12 лет рабства".

Последний фильм о рабстве в буквальном смысле. Но и первые два имеют к теме "несвободы" своеобразное отношение. "Голод" посвящен активисту ИРА Бобби Сэндсу, положившему жизнь на алтарь политическй борьбы, и его знаменитой тюремной "ирландской голодовке" 1981, закончившейся смертью. А "Стыд" — о наркотической сексуальной "анти-сублимации" современного нью-йоркского интеллигента. МакКуин берется за острые темы, на первый взгляд рисуя портрет типичных представителей эпохи, но на самом деле анализирует не эпохи, а внутренние империи человека и в каком то смысле пределы человеческих возможностей.

Кредо МакКуина как режиссера — испытание зрителя на прочность, шоковая терапия, которая остается под кожей долго после просмотра фильма, много жестких натуралистичных сцен. А сам режиссер в плане методологии своего творчества как бесстрастный ученый, ставящий эксперименты на своих актерах и зрителях, заставляя первых обнажаться физически и духовно, а вторых не прятать глаза. В "Deadpan" он не просто и не случайно вспомнил о невозмутимости в стиле Китона, он сам исповедует эту жесткую бесстрастность художественного взгляда, она стала его фирменной "фишкой".

Тема рабства у МакКуина самая что ни на есть реальная, основанная на книге воспоминаний Соломона Нортопа, свободного негра американского севера, которого цинично продают в рабство на юг Штатов. Но все же это не фильм о рабстве, а, как и предыдущие творения Стива, исследование пределов и возможностей человеческого духа на фоне темы рабства. Соломон Нортоп, оказываясь в положении раба, претерпевает постепенно всю сложную эволюцию душевных состояний и умонастроений от крайнего недоуменния, неприятия ситуации, отчаяния, злости, судорожного поиска выхода, веры в скорое разрешение "недоразумения" до постепенного смирения, покорности, обострения инстинкта самосохранения и выживания, сознательной "заморозки" эмоций, наконец, потери надежды.

Неоджиданно свалившиеся на голову обычного человека 12 лет тяжелых испытаний и жесткая проверка на прочность могли бы оказаться роковыми и смертельными для натуры агрессивной и непокорной, только доброта и крайний гуманизм Нортопа помогли ему выжить и адаптироваться. На эту роль МакКуин пригласил такого же доброго и эмоционального актера, британца нигерийского происхождения Чиветеля Эджиофора, это стопроцентное попадание в образ и великолепная тонкая психологическая игра. Для прорисовки его внутреннего состояния фильм насыщен многими «говорящими» и яркими визуальными деталями, которые не буду приводить во избежание спойлеров.

В роли главного монстра-рабовладельца Майкл Фассбендер. Постоянный актер МакКуина, им же и открытый. Его соратник, который не сразу поддался на провокации Стива с полным эмоциональным обнажением, но сломался на его веском аргументе: мы все когда-нибудь умрем. Фассбендер один из лучших актеров своего поколения, его называют новым Мики Рурком или Гари Олдманом, концентрация его таланта и энергичность натуры особым образом реагируют с камерой, оставляя мощную ауру. Он не играет, но всегда живет в роли. Майкл в роли плантатора Эдвина Эппса злое гневливое бесконтрольное чудовище, оставляющее далеко позади персонаж Лео ДиКаприо в "Джанго освобожденном".

Но в некотором смысле он вызывает симпатию своим безаппеляционным неистребимым догматическим прагматизмом — в негров вложены мои деньги, это моя собственность, я их хозяин, они должны мне служить, выполнять любой каприз. И трогает безнадежной страстью к рабыне Петси (Люпита Нионго), редкой красавице, с которой далеко не сравнится его супруга мистресс Эппс (Сара Полсон).

МакКуин ненадолго сводит в кадре Фассбендера и Брэда Питта как основных оппонентов в вопросах идеологии рабства. Напомню, что совсем недавно они были "бизнес-партнерами" у Ридли Скотта в фильме "Советник". Рядом они смотрятся действительно альтернативно, один концентрация агрессии и вызова, другой доброжелательности и мудрости. У Питта небольшая роль, которая дополняет участие в проекте его студии Plan B Entertainment. Во второстепенных ролях неплохо выглядят Бенедикт Камбербэтч, Пол Джаматти, Пол Дано.

В своей главной части — режиссер и исполнители главных ролей — проект британский, что вызвало дискуссию критики о том, что американцам больше пристало рассматривать тему рабства, чем британцам. Напомню, что в 2012 она всплыла в двух интересных американских проектах — байопике Стивена Спилберга "Линкольн", чья деятельность на посту президента Америки неотделима от проблемы рабовладения, и "рабовладельческом вестерне" от Квентино Тарантино "Джанго освобожденный". А несколько ранее были сняты "Джефферсон в Париже" об американском политике, известном помимо государственных заслуг своей длительной связью с рабыней квартеронкой, и британский "Удивительная легкость" о британском политике-смутьяне Уильяме Уилберфорсе, посвятившем жизнь борьбе с антигуманной практикой работорговли.

Фильм необыкновенно красиво снят. МакКуин уже 13 лет сотрудничает с оператором Шоном Боббитом, фирменным гаджетом которого являются длинные целостные сцены без монтажных склеек, обеспечивающие полный эффект присутствия. Необыкновенно хороши как "живописные полотна" — восходы, закаты, сумерки, вода, деревья, небо, и "портретная живопись" - крупные планы актеров, так и динамичный экшн. Визуальный ряд фильмов МакКуина сравнивают с полотнами Босха. Если иметь в виду что Босху ``хватало мужества изобразить людей такими, как они есть изнутри`` (испанский монах Jose de Siguenza), в то время как другие изображают их такими, как они выглядят снаружи, то аналогия с творчеством МакКуина полная. Наконец, коротко напомню, что музыку к фильму писал один из лучших композиторов кино Ханс Циммер.

Фильм безусловно одно из главных событий года, большое искусство и высокое мастерство всех участников проекта, гуманистический памфлет вне времени.

Автор: Татьяна Федотова



Всего комментариев: 24
Constance (Киноакадемик), постов: 16833
12 декабря 2013, 23:33
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
R@St@F@Ri писал(а) 12 декабря 2013, 23:29
спасибо...терь уж точно пойду в кино...
интересно что плохого пишут-говорят об этой киноленте - вообще такие есть ...
Плохо не пишут. Но пишут что МакКуин решил немного потрафить американской публике и сделал чисто американский проект; Из моего текста видно, что он не отступает от своей стратегической творческой линии И я так действительно вижу его работу

Constance (Киноакадемик), постов: 16833
12 декабря 2013, 23:31
Аватарка пользователя Constance
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Andrew писал(а) 12 декабря 2013, 23:28
Ну, поспорю, конечно, про Фассбендера, который как Олдман:)
Это МакКуин про него сказал - я бы тоже такую параллель не провела. Но Фасси сильный актер!!

R@St@F@Ri (Зритель), постов: 651
12 декабря 2013, 23:29
Аватарка пользователя R@St@F@Ri
Больше 13 лет на сайте
13
спасибо...терь уж точно пойду в кино...
интересно что плохого пишут-говорят об этой киноленте - вообще такие есть люди? =)

Andrew (Главный редактор), постов: 73534
12 декабря 2013, 23:28
Аватарка пользователя Andrew
Ну, поспорю, конечно, про Фассбендера, который как Олдман:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Майор Гром: Игра
Дата выхода: 23 мая 2024
Страна: Россия
Жанр:боевик, драма, кинокомикс, приключения, фантастика
Режиссер:Олег Трофим
В главных ролях:Тихон Жизневский, Александр Сетейкин
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Писательница рассказала, что критиковавшие ее артисты, тайно пишут ей заискивающие письма
Персонаж Леди Гаги отличается от версии героини в комиксах DC
Актриса и певица сосредоточилась на своих проектах после расставания с мужем
Награждения
Наши рекорды