px

Рецензия к фильму "Обитаемый остров. Схватка". Фильм наизнанку

22.04.2009

Вторая часть экранизации «Обитаемого острова» - действительно другой фильм. В нём есть бешеная сцена прорыва границы танковой армадой, атомный гриб и разрушение здания телецентра, напоминающее падение башен Всемирного Торгового Центра 11 сентября. Но главное – во втором фильме текст Стругацких, наконец, заработал в полную силу. Это не значит, что вся эта комическая обстановка мира Саракша, созданная концептуалистом без вкуса и упрёка, стала выглядеть лучше. Настоящий драматический накал и разорванный надвое зрительный зал в финале фильма появились в нём не благодаря, а скорее вопреки усилиям ответственных за антураж.

Разделение «Обитаемого острова» на две картины всё-таки было ошибкой. Добившись «самой близкой к тексту экранизации», создатели фильма не сумели в полной мере оживить текст: всё же сцены в книге и на киноэкране выстраиваются и работают по-разному. Перенеся книгу Стругацких на экран механистично, сцена за сценой, Бондарчук получил разбухший от ненужных сцен и действий экранный колосс и вынужден был распылить ресурсы на проработку лишних, не работающих в картине элементов.

Полет на бомбовозе, блуждания по белой субмарине и ряд прочих сцен ничего не несут в себе с точки зрения воздействия фильма на зрителя, а удручающие спецэффекты не вызывают желания их смотреть и пересматривать – хочется скорее промотать этот съемочный ужас образца 1970-х. Лучше было бы изменить сценарий по сравнению с книгой, сохранив основной сюжет и дух книги, и сделать один энергичный и сильный фильм.

Но «Обитаемый остров» не имеет сослагательных наклонений – и если воспринимать его как данность, то второй фильм имеет два основных недостатка.

Первый – это плохо проработанное художественное воплощение Саракша, декорации и весь антураж которого выполнены в стиле нелепой голливудской фантастики про будущее 70-90-х годов прошлого века. В этих вычурных автомобилях, пластмассовых интерьерах и цирковых одеждах узнаются «Судья Дредд», «Бегущий по лезвию», максимум - «Вспомнить всё». Та кинематографическая эпоха прошла! Если уж прогрессором по отношению к российскому развлекательному кино сейчас выступает Голливуд, то пусть это будет хотя бы современный Голливуд – с будущим как в «Особом мнении» и «Острове».

В экранном мире Саракша много деталей, но они все совершенно не проработаны. Например, во время захвата телецентра вокруг Мака, Странника и прочих героев вихрем носятся в воздухе разноцветные листовки (одна, самая ловкая, лепится прямо на внушительную грудь Рады Гаал). Что за листовки, совершенно непонятно – а если б им уделить хоть минуту экранного времени, рассказанная в фильме история сильно бы обогатилась и стала значительнее. Ровно так и со всем остальным: антураж фильма выглядит дурацким и схематичным.

Огромного размера ключи от тюремных камер, слишком крупные документы и инструменты, схематические гербы государств (у одной армии на флагах крестики, у другой – нолики) мешают воспринимать «Обитаемый остров» серьёзно. Художника-концептуалиста на мыло!

Другая слабость «Обитаемого острова» в том, что вложив в картину какие-то дикие миллионы, создатели слишком заискивали перед зрителями и сделали очень угодливый фильм. Зрители хотят спецэффектов? – И вот экранный Странник и Мак Сим машут ногами и руками в замедленной съемке, пародируя поединок Нэо и Смита. Зрительницы хотят любовную историю? – И вот «усиленная» нелепая линия Рады Гаал, которую похищают, выручают, и Мак Сим куда-то несет её на руках, разрушая драматизм финала.

Но есть во втором фильме моменты, от которых бурлит кровь и округляются глаза, потому что это действительно круто. Лучший эпизод – танковый прорыв Хонтийской границы, сделанный с шиком и бьющей с экрана энергией в точности, как описано у Стругацких. Даже не пытаясь передать это своими словами: «…по проходу, вливаясь с покрытой дымом равнины, сгрудившись, гусеница к гусенице, сплошным потоком шли танки – низкие, приплюснутые, мощные, с огромными плоскими башнями и длинными пушками. Воздух шатался и вздрагивал от неистового грохота и рева, холм трепетал под ногами».

При этом смысловая составляющая продолжения «Обитаемого острова» – полный Массаракш: всё то, чему нас научил первый фильм, здесь перевернется. Самый мощный эпизод случается в начале – это сцена встречи Максима с саракшским колдуном, от которой мурашки по коже. Слова колдуна впервые на всем экранном протяжении «Обитаемого острова» выбивают у зрителя почву из-под ног, заставляют усомниться в первоначальных симпатиях.

Где-то за час до конца «Обитаемый остров: схватка» задает такого джазу, что от экрана уже не оторваться. А финальные полчаса второго фильма просто разрывают зрительный зал надвое, действительно заставляя решить, на чьей ты стороне.

Что правильнее: поступать как совесть тебе велит, следуя своим внутренним представлениям о правде и справедливости, но без всякой ответственности за свои решения – или наступить на собственную совесть, выжидать, огрубеть от потрясений – но этой своей жертвой уберечь множество людей от ненужных жертв?

Прокурор в фильме спрашивает протагониста: «Какая у Вас политическая программа?». А у него нет никакой политической программы, он о ней забыл – как забыл о многих других важных и крайне значимых вещах. Он только знает, что видеть несправедливость на Саракше ему больше невыносимо, и с наполеоновским размахом решает, что «ввяжемся – а там посмотрим». И отсутствие у него всяческих сомнений заставляет предположить, что этот добрый силач просто недалёк умом.

Если бы протагонист был умнее, он бы увидел, к чему ведут его ребяческие революционные порывы, какие новые страдания и агрессию они способны породить. Если бы он мог оценить последствия каждого своего шага по «исправлению» порядков на Саракше, его совесть должна была настолько огрубеть, что превратилась бы в камень. И не случайно, наверное, в фильме серый столб пыли и дыма от рухнувшего телецентра вызывает ассоциации с террористической атакой на Всемирный Торговый Центр в сентябре 2001-го. Террористы ведь тоже наверняка думали, что их правда – единственная правда, а их совесть и представления о справедливости – руководство к действию, невзирая на последствия. Благими намерениями устлана дорога в Массаракш.

Автор: Дмитрий Римайер Жигалов



Всего комментариев: 2
Lusi (Киноман), постов: 1681
14 июня 2011, 20:13
Аватарка пользователя Lusi
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Рецензия очень критична по отношению к оформлению фильма, и этой критике посвящена ее большая часть. А в меньшей части как раз очень положительно оценивается и идея, и художественное воплощение. Учитывая. что ругают в начале, а хвалят в конце, остается ощущение, что был заказ на разгромную рецензию, и автор посчитал, что заказчики ее до конца не прочитают. Фильм хороший, но вызывает слишком много ненужных политический ассоциаций. Бондарчук - умница, не даром ему "Сталинград" поручили снять.

Helga (Новичок), постов: 26
19 декабря 2009, 1:51
Аватарка пользователя Helga
Об обеих частях фильма не скажу ни хорошо, ни плохо ибо смотрела на дисках, а не в кино, а при этом любой фильм МНОГО теряет. Вероятно в кино понравилось бы больше, а так посмотрела не без интереса, местами даже понравилось :))) Хотя пиар всой фильмы не оправдывают - это однозначно.
Потом Стругацких прочитала.. Книга такая серая, безысходная - очень тяжёлая... Если бы сняли ПО тексту - это ТАКАЯ депрессуха была бы! Так что Бондарчука за многое наверно можно ругать, но фильм он своей переработкой вытянул, сделал ярким и зрелищным
А Стругацкие вообще очень странно пишут - если бы не картинки из фильма перед глазами, я бы книгу и не дочитала наверно...
Кстати, народ, кто знает, КУДА Максим дел Раду??? :))) В "Жук в муравейнике" у него уже Алёна, а высокие моральные устои как же???? :))))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Майор Гром: Игра
Дата выхода: 23 мая 2024
Страна: Россия
Жанр:боевик, драма, кинокомикс, приключения, фантастика
Режиссер:Олег Трофим
В главных ролях:Тихон Жизневский, Александр Сетейкин
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Писательница рассказала, что критиковавшие ее артисты, тайно пишут ей заискивающие письма
Лидеры американского проката показали худший результат за последние 30 лет
Обладателем главной премии стала романтическая драма "Анора"
Награждения
Наши рекорды